Статьи

Восточные авторы о славянах и русах IX в.

Ибн-РустеСведения о славянах (вятичах) из сочинения Ибн-Русте “Дорогие ценности”.

“...и между страной печенегов и славян расстояние в десять дней пути, в самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т (Ва.ит) (не расшифровано). Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них что-то вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся соты и мёд. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до десяти кувшинов мёду. И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать больше или меньше мёда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из под неё, и она остаётся повисшей пока не задохнётся и не умрёт, после чего её бросают в огонь, где она и сгорает. И все они покланяются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зёрнами, поднимают к небу и говорят: “Господи, ты, который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии”.

Славянские обереги

Славянские оберегиНаши предки знали, что мир вокруг нас населён как добрыми, так и злыми духами. И от этих духов и недобрых людей требовалась защита.

Отмечая высокое ювелирное искусство древних славян в изготовлении разнообразных украшений, скажу, что все они имеют сакральные знаки. Раньше украшения были не только «предметом роскоши», но и (в первую очередь) имели культовое значение как обереги. Мужских оберегов достаточно мало, ибо наибольшая защита требовалась женщине - продолжательнице рода. Помимо присутствия обережного красного цвета и свещенных вышивок на одежде, у древних славянок присутствовали и специальные украшения-амулеты.

Камни-следовики в Думиничинском лесу

Камни-следовикиВ последнее время часто встречаются статьи в печатной и электронной прессе о мегалитических комплексах, капищах и отдельных камнях, имеющие чашеобразные (или иной формы) углубления - следовики.

Разнообразные мегалитические сооружения давно изучаются на Западе, однако, в России данная проблема официаль-ной археологией не признаётся. Нам известны каменные лабиринты Русского севера и мегалиты Кавказа, но на территории цен-тральной России они до недавнего времени не были известны. Относительно изученным можно считать только лишь комплекс "Чёртово городище" под Козельском.

Однако на территории Орловской области есть не менее интересный объект. Место это давно известно туристам и грибникам, но, встречаясь в лесу с валунами ледникового происхождения, никто не обращал на них особого внимания. Интересное место в лесу - и не более того. Наше знакомство с каменным комплексом в лесах под Мценском началось в 1999г.

Жертвы Ящеру

Жертвы ЯщеруЧёрне Ящуре, Змиев Пращуре
Во Низу сущий а Земь трясущий
Приплод дающий а воды льющий
Во нощи грядый, Тебе возрады!
У чёрной реки борони бреги
Прими величанье без обличия!
(Из «Вещего Словника»)

Человеческие жертвоприношения – один из любимейших доводов, используемых церковниками в их «критике» (а точнее сказать – огульном охаивании) Веры Предков наших. Любят христиане лить «крокодиловы слёзы», оплакивая «жертв сатанинских культов»… Но чем убийства колдунов, еретиков и прочих инакомыслящих, регулярно совершавшиеся последователями Христа /равно – католиками и православными/ «ради вящей славы Господней» лучше человеческих жертвоприношений?

Духи судьбы в славянской традиции

Духи судьбы в славянской традицииВо многих культурах известно верование, согласно которому у каждого человека есть его личный дух-хранитель, неразрывно связанный с ним. Скандинавы, например, называли такого хранителя fylgia. Они полагали, что только «смерть разрывает связь между человеком и его таинственным покровителем. Fylgia ведает прошедшее и будущее и нередко принимает образ того животного, нрав которого наиболее подходит к нраву его клиента; иногда, подобно валькирии, он является в виде прекрасной женщины и принимает участие в битвах. Перед самою кончиною человек видит, как погибает его дух-покровитель. (...) Fylgien принадлежат не только отдельным лицам, но и целым семьям и родам (…)»[1].

Ещё совсем недавно наши Предки считали, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Многие люди верят в это и сейчас. Но вера в духов-покровителей много старше христианства, – она была частью славянской Традиции с глубокой древности. Замечательную работу о духах-хранителях в традиционной культуре наших Пращуров написал в начале XX века русский языковед Александр Афанасьевич Потебня. Она называется «О доле и сродных с нею существах». Я советую всем, интересующимся данным вопросом, прочитать её, а в этой небольшой статье предлагаю вашему вниманию, по сути дела, её краткое изложение с некоторыми добавлениями из других источников…. Итак, начнём:

Здравствуй, "преподобный" Дедушка Мороз?

Дедушка МорозПока некоторые Славяне сидят по своим углам, надувшись от собственной важности, наши злейшие друзья, судя по всему, уже начали новый крестовый поход.

Самое страшное, что в качестве подопытных выбраны маленькие дети. 16.01.2001 в передаче ОРТ «Время» в 21:40 прозвучали жуткие слова диктора: «Церковь признает Деда Мороза, если он примет обряд крещения, - заявил епископ Вологодский…впрочем, будет достаточно, если в «биографии» Деда Мороза будет указано, что он прошёл обряд крещения». Вот тебе раз! Хорошо хоть, что не обрезания. Следом за Дедом Морозом «могут» «пройти обряд крещения» Сварог, Перун, Велес, Ярило.…Почему бы и нет? Купало уже «стал» Иваном. Осталось только записать в его «биографии», что он «прошёл обряд крещения» в реке Иордан или Мёртвом море. А чему здесь удивляться? Наглости хватит! Так что не падайте в обморок, если вскоре к вам на ёлку придёт переодетый в «Деда Мороза» поп с мешком библий и монашкой вместо Снегурочки. С Новым Годом!  

Вадим Казаков
«Вятич» №2 (18)
2001 г.

Славянские обряды и обычаи на Калужской земле

Славянские обряды и обычаи на Калужской землеДоклад на 4-х краеведческих Песоченских чтениях 03.04.1998 г.

Цель данного доклада — выявить остатки Славянских обрядов и обычаев, которые сохраняются в жизни и быту жителей Калужской области на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры.

Известно, что каждый народ славится своей самобытностью, проявляющейся в его обрядах, обычаях, праздниках, песнях, сказках, кухне и других особенностях культуры. Не составляем исключения и мы, Славяне. Восемьсот лет назад Славянская культура на земле Вятичей была представлена в полном своём великолепии. Слова летописца “...еже творять Вятичи и ныне” не пустой звук. До Вятичей чужеземное культурное и религиозное влияние дошло значительно позже других восточнославянских племенных союзов. В ХП веке у Вятичей появляются христианские миссионеры, одного из которых, инока Кукшу, Вятичи убивают недалеко от Серенска. Впоследствии именно земля Вятичей стала ядром будущей Российской империи. Что же осталось от великолепного культурного наследия теперь, в конце XX века? Рассмотрим современные обряды и обычаи, чтобы узнать, насколько в них сохранилось Славянское культурное наследие. Для удобства разобьём предмет исследования на три части: обряды, праздники, кухня.