Статьи

Кровная месть и смертная казнь у восточных славян

Кровная месть и смертная казнь у восточных славянПроблема кровной мести как осуществления права на наказание самим потерпевшим, некоей верительной грамоты, выдаваемой лицу, мстящему за обиду, кровной мести как древнейшего правового обычая, получившего свое законодательное закрепление на первых этапах развития российской государственности, всегда вызывала повышенное внимание со стороны исследователей, как историков, так и правоведов. Огромное количество работ было посвящено различным аспектам кровной мести. Много вопросов было благополучно разрешено, однако многое осталось и остается до сих пор, настоятельно требующим своего изучения. Мы также посчитали возможным вновь обратиться к данной теме и обозначить некоторые вопросы. Насколько кровная месть все-таки соответствовала нравам и духу восточных славян, была ли она органически им присуща? Почему кровная месть у славян, появившись впервые в договорах Руси и Византии, затем в Русской Правде в очень ограниченном виде, вскоре была отменена? Почему кровная месть, являясь, по мнению большинства исследователей, прообразом смертной казни, устойчиво и прочно входит в виде подобного наказания в светское уголовное законодательство России только в конце XIV в., т. е., практически не являясь характерным явлением для уголовного законодательства Древней Руси? Каковы точки соприкосновения кровной мести и смертной казни как правовых явлений? Возможно, что если уж не прямые ответы на поставленные вопросы, то хотя бы ряд предположений можно сделать, осуществив краткий анализ генезиса кровной мести у восточных славян.

Духовные проявления в культуре дохристианской Руси

Духовные проявления в культуре дохристианской РусиВажной вехой в истории Киевской Руси является принятие христианства в 988 г. Это событие имеет большое историческое значение: оно оказало существенное влияние на дальнейшее развитие Древнерусского государства. Христианство упрочило международный престиж Руси. С его принятием она превратилась в одно из наиболее развитых государств Европы того времени. Значительно расширились политические и экономические связи с другими христианскими странами. Крещение укрепило государственную власть и территориальное единство Киевского государства. Принятие христианства сыграло большую роль и в развитии русской культуры. Оно содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами, подняло древнерусскую культуру на новый, более высокий уровень развития.

Язычники по праву прописки

Калужские родноверы добились установки указателя у деревни Красотынка – одного из центров неоязычества.Природные парки и национальные районы превращаются в резервации для этнических культов

В единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России включены 11 сакральных территорий, находящихся в Ямало-Ненецком автономном округе. Четыре из этих священных для коренных жителей объектов – «Хада пэ» («Старушка камень») в Приуральском, «Хорлор» (Быка-оленя озеро) в Шурышкарском, «Сэр-нго Ирико» (Старик Ледяного острова, Хозяин Белого острова) и «Ямал хэхэ» (Края Земли богиня) в Ямальском районе – станут памятниками культуры регионального значения. В конце 2016 года в Республике Коми появилась 38-метровая статуя Корт Айки, кузнеца из коми-зырянских мифов (подробнее в «НГР» от 07.12.16).

Воинские обряды славян-язычников

Голова витязя. Васильев(Журнал «Родноверие» №6)

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться.
Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут.
Если же побежим – позор нам будет.
Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас:
если моя голова ляжет, то о своих сами позаботитесь».
Князь Святослав

Так ли много мы знаем о воинском долге, воинском снаряжении и воинских обрядах у славянских язычников? Думаем, многие окажутся в серьезном затруднении в попытке ответить на этот вопрос. Если воинский долг понятен, он мало видоизменился с древних времён: защищать родину ценой собственной жизни, следовать за князем (воеводой) в бой, преследуя интересы державы. Историки уже давно написали работы о воинском снаряжении по материалам археологических раскопок и другим источникам. С этим вопросом можно ознакомиться в трудах Успенского, Колчина, Рассадина и многих других. Но во многом загадкой остаётся вопрос о воинских обрядах. Ведь жизнь и смерть на пути воина всегда идут рядом. Как же готовились воины к бою, как хоронили товарищей, какие обереги использовали? С этими вопросами нам предстоит разобраться в этой статье.

Пробуждение водяных

Иллюстрация В. М. Канивца к сказке Л. Н. Толстого «Мужик и Водяной»Во время, когда реки, очищаясь ото льда выходят из берегов, в народе особо чествуют духов пресноводных пространств - Водяных.
Как же выглядит этот своеобразный дух и где его логово? Из народных поверий нам известно: «Водяного представляют получеловеком-полурыбой: пучеглазым, со спутанными длинными волосами, с окладистой бородой цвета ряски, с перепонками между пальцами рук и покрытым чешуёй хвостом рыбы вместо ног. Лицо его одутловато, а живот постоянно вздут, как у лягушки. Весь он, словно шалью, опутан тиной. Наиболее любимые обиталища Водяного – глубокие места, омуты, водяные мельницы. Бывают такие места на воде, где всю зиму вода не замерзает, так вот, по народным преданиям, именно там зимует Водяной и растапливает лёд своим дыханием» (отрывок из книги «Славянские предания, сказки и былички»).

Конечно, вычисление временного отрезка, который будет служить людям как время особого отношения к Водяному, зависит от признаков живой Природы, а вот в этнографических записях запечатлено, что Водяные пробуждаются в водоёмах с первого дня апреля (вероятно, по ст. стилю). В своём труде Иван Петрович Сахаров рассказывает нам: «... водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. С 1-го апреля он просыпается голодным, сердитым.

Кулачный бой на Руси

Кулачный бой на Масленицу г. Орел«Кулачный бой – душе разгул!»
русская народная пословица

Издревле известные в России борьба и кулачный бой составляли одну из любимых народных забав.1 Вот что говорилось о кулачной потехе в Воронежских Губернских Ведомостях за 1851 год: «Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге».2 Сахаров же писал о кулачном бое: «Кулачный бой в Русской семейной жизни считался удовольством, приводившим некогда в гордость и раздоры целые селенья и города. Подвергать себя из доброй воли побоям, бить других без пощады – было роскошным весельем для наших отцов и дедов».3 Кулачная потеха давно известна на Руси. Летописцы говорят о ней еще в начале XIII в. с какою-то восторженностью. Великий Князь киевский Мстислав III и князь псковский Владимир, ободряя перед битвою своих союзников новгородцев и смоленцев к храброму отражению великого князя Юрия Всеволодовича, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках».4

Индоевропейский культ Велеса, и его отражение в христианском культе Николая-Чудотворца у славян.

«Велес» / Дзалба Владислав Владимирович... географическое распределение культа Волоса и культа Перуна на восточнославянской территории соответствует в общем распространению культа Николы и культа св. Георгия...

...в Николе можно предположить воплощение Волоса; это предположение, как будет видно ниже, находит достаточно достоверное подтверждение. Отметим в этой связи Волосов Николаевский монастырь, некогда существовавший во Владимирском уезде, в 16-ти верстах от г. Владимира при реке Колочке. По преданию, сохранявшемуся в народе, Волосов Николаевский монастырь был основан на месте языческого капища в честь Волоса, откуда название как самого монастыря (Волосов), так и соответствующего места (Волосово). В этом монастыре была чудотворная икона Николы, которая по преданию многократно являлась на дереве, висящей на волосах. Вместе с тем в Петербурге в церкви св. Николая в Трунилове находился образ Николы с надписью: “Никола Волосовской”...

Что мы знаем о земле вятичей?

Земля вятичейЗемля вятичей

Вятичи — одно из наиболее известных и хорошо изученных в археологическом плане древнерусских племен, внесших существенный вклад в формирование древнерусской народности.

Первые упоминания вятичей можно встретить уже на самых начальных страницах русских летописей. В «Повести временных лет» указано, что «...Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи...»; в летописной статье 6367 г. (859 г.) вятичи упоминаются в связи с уплатой дани хазарам — «...а Козаре имахуть [дань] на Полянех, и на Северех, и на Вятичих, имаху по беле и веверици, и тако от дыма».

Русские боги за решеткой

Наш московский собеседник на «памятном» фото из мест заключения. Фото из личного архива автораКак неоязычники объединяются и выживают в местах заключения

«Независимая газета» 07.12.2016

В местах лишения свободы хороши все способы обеспечить себе сносную жизнь и безопасность в течение всего срока заключения. Подследственные и осужденные объединяются в группы, основой которых становится любая идентичность, в том числе религиозные убеждения. В последнее время много говорилось о «тюремных джамаатах» – общинах заключенных-мусульман, противостоящих и «воровскому ходу», и административному давлению. Их влияние на заключенных стало настолько заметно, что так называемые зеленые зоны, негласная власть в которых принадлежит исламистам, пополнили привычный список «красных» (под контролем администрации) и «черных» («воровских»). Гораздо менее известно о группировках русских неоязычников, иначе называемых родноверами, которые действуют в местах заключения.

Дорога. Путешествие на Чёртово городище

Чёртово городищеДорога, пыль, ручей, болото.
Мелькало меж деревьев что-то.
Сквозь время пласт, нырнув в века,
Дорога нас сама вела.
По деревянному мосточку,
Сквозь буреломы, по лесочку,
Ногами утопая в мхах,
Мы ощущали легкий страх.
За нами шёл незримый кто-то.
И, проявляясь лишь на фото,
Святое место сторожит,
Где Любуша течёт бежит.